Федеральный бюджет захлебывается от денег


Наш колумнист - о том, почему масштабы бюджетных проблем сильно и, похоже, корыстно преувеличены

Последние два месяца незначительная часть бюрократическо-го аппарата, способная читать отчеты Минфина, охвачена паникой: из-за исключительно высоких дефицитов федерального бюджета (8,7% ВВП в марте и 8,6% ВВП в апреле) неиспользуемые остатки средств на счетах федерального бюджета сократились более чем на 2 трлн. – с 9,9 до 7,8 трлн.руб..

Они по-прежнему вполне достаточны для того, чтобы при появлении (по непонятным причинам) у кого-то в правительстве лидера «Единой России» Медведева желания построить новую, современную и комфортную Россию. Но вот продолжать почивать на лаврах, полностью игнорируя реальность и пребывая в убеждении, что «кучкиКудрина хватит навсегда», столь стремительное сокращение запасов уже не позволяет: «кучка» тает на глазах.

Это вызывает страх и обсуждение «новых» прожектов. Кому-то в бюрократии нравится заложенное в прогноз Улюкаева ограбление населения монополиями с последующей инвестицией награбленного почему-то не в фешенебельные страны, а обратно в ограбленных же. Кто-то приходит в экстаз от бессмысленных на первый взгляд «структурных реформ» Кудрина, за которыми прячется по-чубайсовки продуманная приватизация и отказ даже от галлюцинаций об экономическом росте, беспощадно подавляемом ужесточением финансовой политики и «затягиванием пояса» уже не на животе, а на горле. Кто-то говорит о необходимости залить экономику деньгами в стиле осени 1992 года, тактично умалчивая о жизненной необходимости (и не только в этом случае) категорического ограничения финансовых спекуляций.

Людей, предлагающих работающие на благо России решения, - того же Глазьева, - беспощадно и последовательно маргинализируют. Ведь их советы, основанные на ограничении финансовых спекуляций, могут сработать и потому смертельно опасны, а с другой стороны – они служат народу России, а не уничтожающим ее глобальным монополиям и потому неприемлемы для либералов, обслуживающих последних.

Между тем, как это ни парадоксально, сокращение бюджетных резервов носит во многом мнимый, сугубо статистический характер. В рублевом выражении они уменьшились на 20,7% - на 2.045,3 млрд.руб.. Однако не следует забывать, что основная часть бюджетных резервов – весь Резервный фонд и преобладающая часть Фонда национального «благосостояния» - хранится в валютной форме, и укрепление рубля способствует сокращению ее рублевого эквивалента. Не случайно Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в рублях за март-апрель уменьшились на 16%, а в валюте – лишь на 2% (правда, рублевые остатки, не входящие в эти фонды, сжались почти вчетверо: с 787,75 до 202,43 млрд.руб.).

Учет влияния на бюджетные резервы укрепления рубля приводит к неожиданным результатам: 62,5% сокращения бюджетных резервов вызвано укреплением рубля, и лишь 37,5% (767,15 млрд.руб.) – прямым расходованием бюджетных резервов.

Таким образом, масштабы бюджетных проблем сильно и, похоже, корыстно преувеличены, а панические настроения, вызывающие лихорадочные поиски все новых новаций, не имеют содержательных оснований.



Михаил ДЕЛЯГИН