Страховые взносы и персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования

Изменения для плательщиков страховых взносов в 2014 году

С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 02.12.2013 № 333-ФЗ «О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которым будут внесены изменения в части сохранения на период до 2016 года тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на уровне 2013 года в отношении большинства плательщиков в размере 30,0% в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10,0% в бюджет Пенсионный фонд Российской Федерации сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, а также в части продления периода применения льготного тарифа страховых взносов до 2018 года для малых предприятий, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и аптечных организаций с постепенным ежегодным увеличением совокупного тарифа страховых взносов для данной категории плательщиков на 2 процентных пункта.

Для организаций, оказывающих инжиниринговые услуги, тариф страхового взноса установлен на общих основаниях – 22% + 10%.

В 2014 году КБК по всем видам платежей администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, остаются прежними, не изменяются.

Предельная величина базы, с которой уплачиваются страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, в 2014 году составит 624 тыс. рублей плюс 10% сверх этой суммы (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.").

Тарифы страховых взносов на ОПС

 

2013

2014

2015

с 2016

ИП, применяющих патентную систему налогообложения

20%

20%

20%

20%

Аптечные организации, благотворительные фонды, некоммерческие организации

20%

20%

20%

20%

Организации, оказывающие инжиниринговые услуги

22%

22%+10%

22%+10%

22%+10%

Организации, производящие выплаты членам экипажей  судов

0%

0%

0%

2016-2027гг.     0%

Организации СМИ

21,6%

23,2%

22%+10%

22%+10%

Хозяйственные общества, созданные научными учреждениями

8%

8%

8%

2016-2017гг.   8%

2018г.            13%

2019г.            20%

Организации и ИП, применяющие единый сельскохозяйственный налог

21%

21%

22%+10%

22%+10%

Организации и ИП, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны

8%

8%

8%

2016-2017гг.   8%

2018г.            13%

2019г.            20%

Организации, использующие труд инвалидов, общественные организации инвалидов и их учреждения

21%

21%

22%+10%

22%+10%

Организации, осуществляющие деятельность в области IT-технологий

8%

8%

8%

2016-2017гг.   8%

2018г.            13%

2019г.            20%

Организации и ИП, применяющие УСН

20%

20%

20%

20%

Организации инновационного центра «Сколково»

14%

14%

14%

14% в течение 10 лет с момента присвоения статуса

Сельскохозяйственные товаропроизводители

21%

21%

22%+10%

22%+10%

Основной тариф страховых взносов

22%+10%

22%+10%

22%+10%

22%+10%


С 1 января 2014 года продлён срок права выбора застрахованными лицами 1967 года рождения и моложе варианта своего пенсионного обеспечения, в часности направления 0% или 6% индивидуальной части страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии до 31.12.2015 (за исключением случая, если застрахованное лицо изменило вариант своего пенсионного обеспечения, отказавшись от финансирования накопительной части пенсии и направив указанный выше размер процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии). Лицам 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервый начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, предоставлена возможность реализовать право выбора варианта своего пенсионного обеспечения до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Согласно пункту 4  статьи 3 Закона № 351-ФЗ уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 года) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства, с применением кода бюджетной классификации (КБК), предназначенного для учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии, в том числе 10 процентов свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).

В соответствии с частью 2 статьи 33.1. Федарльного закона от 15.12.2001 г. №167-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.12.2013 N 351-ФЗ) установлены следующие тарифы страховых взносов:

В 2014 - 2016 годах для страхователей, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, за исключением страхователей, указанных в пунктах 4 и 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, применяется тариф страхового взноса 22,0 процента (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) и 10,0 процента (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).

Определение суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии в отношении застрахованных лиц осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0,0 или 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии) по следующим тарифам:

 

 

Тариф страхового взноса

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

Вариант пенсионного обеспечения 0,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии

Вариант пенсионного обеспечения 6,0 процента на финансирование накопительной части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

22,0 процента (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов)

22,0 процента на финансирование страховой части трудовой пенсии, из них:

6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов;

16,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

22,0 процента, из них:

6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов;

16,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

0,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

16,0 процента, из них:

6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов;

10,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0 процента - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

10,0 процента (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов)

10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

0,0 процента

10,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

0,0 процента.


Расчетные документы на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды до 01.01.2014 необходимо заполнять в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2012 года № 171н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» с применением КБК, предназначенного для учета страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии.

В  реквизите 105 распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования или населенного пункта, входящей в состав муниципального образования в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований (далее - ОКТМО). При этом указывается код территории на которой мобилизуются денежные средства от уплаты страховых взносов и иных платежей.

Информация для работодателей: разработка новой формы отчетности

28.12.2013 принят Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Основной целью Закона № 426-ФЗ  является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и механизма предоставления, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций, а также формирование комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В целях реализации Закона № 426-ФЗ положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"" вносятся изменения в статью 58.3 Закона № 212-ФЗ, с учётом которых устанавливается, что в зависимости от результатов специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона 212-ФЗ дополнительных тарифов применяются следующие  дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Опасный

4

8,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Вредный

3.4

7,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

3.3

6,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

3.2

4,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

3.1

2,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Допустимый

2

0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Оптимальный

1

0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Для уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в 2014 году применяются коды бюджетной классификации (КБК), действовавшие в 2013 году для уплаты взносов, установленных частями 1, 2 статьи 58.3 212-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды» увеличиваются сроки взыскания задолженности по платежам во внебюджетные фонды.

Предусматривается, что в случае, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых  ПФР - 1500 рублей для плательщиков - юридических лиц, решение о взыскании задолженности за счёт денежных средств со счетов плательщика может быть принято в течение одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования.

Органам контроля за уплатой страховых взносов предоставляется право принимать одно решение о взыскании по нескольким неисполненным требованиям об уплате страховых взносов. Постановление о взыскании таких сумм задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в требованиях, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования.

Также установлена законодательством минимальная сумма взыскания по нескольким неисполненным требованиям на взыскание задолженности для физических лиц - 500 рублей.

 

 

 

Выбор вариантов пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования в 2014-2015 гг.

В соответствии с подписанным федеральным законом, гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, в 2014 и 2015 годах предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части пенсии.

Таким образом, если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы его работодателя в Пенсионный фонд России – в размере индивидуального тарифа 16% – будут направляться на формирование его страховой части пенсии. Важно отметить, что даже в этом случае все ранее сформированные пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Если граждане, которые никогда не подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), так называемые «молчуны», желают, чтобы и в последующие годы по-прежнему направлялось на формирование накопительной части трудовой пенсии страховые взносы - 6% тарифа, им следует подать заявление о выборе УК либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд гражданину необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Таким образом, выбор 6% тарифа накопительной части пенсии в любом случае сопряжен с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.

У тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 года и останется так называемым «молчуном», новые пенсионные накопления перестают формироваться и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.

Для граждан, которые в предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе УК, включая «Внешэкономбанк», либо НПФ, и оно было удовлетворено, на накопительную часть пенсии будет по-прежнему перечисляться 6% тарифа. При этом дополнительного заявления для перечисления 6% на накопительную часть пенсии им подавать не придется. В то же время эта категория граждан имеет возможность отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, для чего необходимо подать соответствующее заявление. 

Важно отметить, что у граждан, которые в течение 2013 года подали заявления о выборе государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» с тарифом 2%, с 2014 года по умолчанию накопительная часть прекращает формироваться: их страховая часть увеличивается за счет направления всех страховых взносов на страховую часть пенсии (подача заявления не требуется). Если эти граждане подадут заявление о выборе УК либо НПФ в течение 2014-2015 годов, то тогда они продолжат формировать накопительную часть в размере 6%.

Письменное заявление о выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию, как и раньше, можно подать как в территориальный орган ПФР, так и через любого трансферагента ПФР, то есть организацию, с которой у ПФР заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей. Заявление также можно подать по почте или с курьером; при этом установление личности и проверку подлинности подписи гражданина осуществляет нотариус. На момент подачи заявления гражданину должно исполниться 14 лет.

Уточнить, какой страховщик сегодня формирует ваши пенсионные накопления, можно, получив выписку из вашего индивидуального лицевого счета в ПФР, обратившись в клиентскую службу ПФР или через сайт www.gosuslugi.ru.
Граждане, которым с 1 января 2014 года будут впервые начисляться страховые взносы, смогут в течение 5 лет с момента первого начисления им взносов выбирать, на финансирование какой части пенсии направить 6%. До принятия ими решения 6% тарифа будут перечисляться в страховую часть.

При выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной части пенсии следует помнить о том, что страховая часть гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню инфляции и с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Средства же накопительной части пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания. Доходность пенсионных накоплений зависит от результатов их инвестирования.

 

 

Расчет  размера пенсии по старости в условиях 2014 года по новой пенсионной формуле.

Трудовая пенсия по старости назначается Пенсионным фондом Российской Федерации гражданам, имеющим трудовой (страховой) стаж и достигшим общеустановленного пенсионного возраста либо имеющим право на досрочное назначение пенсии.

Трудовая пенсия по старости – это самый распространенный вид пенсии в России, ее получают более 33,5 млн пенсионеров.

При расчете трудовой пенсии учитываются стаж и такие социально значимые периоды жизни, как прохождение военной службы по призыву, отпуск по уходу за ребенком и др.

Сегодня размер пенсии в основном зависит от объема страховых взносов, которые ваши работодатели уплачивают за вас в государственную пенсионную систему – систему обязательного пенсионного страхования (ОПС).

По новой формуле, размер пенсии будет зависеть от продолжительности вашего общего страхового (трудового и стажа за социально значимые периоды) стажа, размера заработной платы за каждый год, с которой ваши работодатели уплачивали страховые взносы в систему ОПС, и возраста, в котором вы обратились за назначением пенсии.

Новый порядок формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будет введен с 1 января 2015 года. Пакет соответствующих законов одобрен Правительством РФ, Федеральным собранием РФ и подписан Президентом РФ.

При этом в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будущих пенсионеров и работодателей, которые платят за них страховые взносы в ОПС, предусматриваются переходные положения:

- повышение минимально требуемого стажа для получения права на пенсию до 15 лет и минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов до 30 - к 2025 году;

- повышение облагаемой страховыми взносами зарплаты до уровня 2,3 от среднероссийской зарплаты и соответствующее увеличение максимального значения индивидуального годового пенсионного коэффициента до 10 - к 2021 году.

Страховая пенсия в полном объеме по новым правилам будет формироваться у граждан, которые начнут работать в 2015 году.

У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 г., все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. В 2014 году будет произведена их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты – нового инструмента учета пенсионных прав гражданина.

Чем дольше вы работали до 2015 года, тем больший объем пенсионных прав уже сформирован, тем при прочих равных условиях в большей степени размер вашей страховой пенсии будет зависеть от уже сформированных до 2015 года пенсионных прав и, соответственно, тем меньше будет влияние новой пенсионной формулы на размер вашей страховой пенсии.

Для граждан: инвалидов I группы, граждан, достигших 80-летнего возраста, граждан работавших или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховая пенсия будет назначаться в повышенном размере за счёт увеличенного размера фиксированной выплаты, либо применения "северных" коэффициентов.

Фактический размер пенсии рассчитывается Пенсионным фондом России при обращении гражданина за ее назначением с учетом данных трудовой книжки за период до 2001 года и информации с индивидуального пенсионного счета гражданина, который ведет ПФР.

 

Как осуществляется учёт уплаченных работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на индивидуальном лицевом счёте в ПФР

В ПФР поступают вопросы о правилах учёта на индивидуальных лицевых (пенсионных) счетах (ИЛС) сумм страховых взносов, которые работодатель уплачивает за своих сотрудников в ПФР. В связи с чем Пенсионный фонд разъясняет следующее.

Правила распределения страховых взносов и отражения их на индивидуальном лицевом счёте жестко определены федеральными законами от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте  в  системе  обязательного пенсионного страхования».

За каждого официально работающего россиянина его работодатель обязан уплачивать в ПФР страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, с учётом которых и формируется пенсионный капитал гражданина.

Тариф страховых взносов в 2011 году составлял 26% от фонда оплаты труда каждого сотрудника, в 2012 и 2013 году – 22% (плюс дополнительные 10% с сумм, превышающих облагаемую страховыми взносами базу).

Здесь важно отметить, что эти средства уплачиваются именно с фонда оплаты труда сотрудника, а не вычитаются из его зарплаты. Предельный фонд оплаты труда работника, с которого работодатель уплачивал страховые взносы в 2011 году, составлял 463 тысячи рублей по одному месту работы. То есть, если фонд оплаты труда работника за год превышал эту сумму, взносы все равно уплачивались только с суммы 463 тысячи рублей по одному (каждому) месту работы. Если гражданин работает в нескольких местах, то каждый его работодатель обязан уплачивать страховые взносы, исходя из фонда оплаты труда.

В 2011 году из 26% тарифа страховых взносов 16% отражались на пенсионном счете работника: 10% на  страховой части пенсии, 6% – на накопительной. Оставшиеся 10% в соответствии с нормами законодательства направлялись на финансирование фиксированного базового размера (ФБР) страховой части трудовой пенсии нынешних пенсионеров и на лицевом счете гражданина не отражались. Если работник старше 1967 года рождения, то все 16% тарифа страхового взноса отражались на страховой части трудовой пенсии.

Напомним, ФБР – это «бывшая» базовая часть трудовой пенсии по старости. С 2010 года базовая часть перешла в состав страховой части трудовой пенсии в виде ФБР. Если раньше базовая и страховая части индексировались отдельно и по разным правилам, то с 2010 года ФБР увеличивается в составе страховой части. Такой подход позволил сделать процесс индексации трудовых пенсий более простым и понятным для пенсионеров.

ФБР выплачивается в составе страховой части трудовой пенсии и его размер на сегодняшний день составляет около трети средней трудовой пенсии. Таким образом в конечном итоге все перечисленные работодателем в пользу сотрудника взносы прямо или косвенно участвуют в формировании будущей пенсии.

С 2012 года тариф страхового взноса в ПФР уменьшился с 26% до 22%. Из них 16% по-прежнему отражались на индивидуальном лицевом счете гражданина, а 6% направлялись на финансирование ФБР. Предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы, в 2012 году вырос до 512 тысяч рублей. С сумм заработка, которые превышали 512 тысяч в год, дополнительно уплачивались страховые взносы в размере 10%, которые также направлялись на финансирование ФБР. Таким образом, при уплате работодателем страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования  за работника с фондом оплаты труда 512 тысяч рублей и выше на индивидуальном лицевом счёте этого работника по результатам 2012 года отражено 112 тысяч 640 рублей (22%), из которых на страховую часть идёт 51 тысяча 200 рублей (10%), на накопительную – 30 тысяч 720 рублей (6%).

Аналогичное распределение сумм страховых взносов, поступающих в ПФР за работников от их работодателей производилось и в 2013 году. При этом базовый тариф страхового взноса на ОПС остался на уровне 22%, но увеличен предельный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы. В 2013 году он составляет 568 тыс. рублей плюс 10% сверх этой суммы.

Стоит отметить, что с 2013 года рассылка извещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования прекращается.

С 2013 года, как и на протяжении нескольких последних лет, граждане могут узнать о состоянии своих индивидуальных лицевых счетов через единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru. Также эту информацию можно получить через кредитные организации, с которыми у ПФР заключены соответствующие соглашения. Полную выписку из индивидуального лицевого всегда можно получить в Пенсионном фонде по месту жительства.

ПФР рекомендует получать подобную выписку как минимум раз в год и хранить её в архиве личных документов.

 

 

 

 

 

 

 

Права и обязанности субъектов индивидуального (персонифицированного) учета

Застрахованное лицо имеет право

  • получить по своему обращению способом, указанным им при обращении, бесплатно один раз в год в территориальном органе ПФР по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением) получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в территориальный орган ПФР для индивидуального (персонифицированного) учета;
  • в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, может обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в территориальный орган ПФР, включая его Правление, либо в суд.

Застрахованное лицо обязано

  • пройти регистрацию в территориальных органах ПФР;
  • получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, хранить его и предъявлять по требованию страхователя, работников территориальных органов ПФР;
  • обращаться с заявлениями в установленном порядке в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате указанного страхового свидетельства;
  • представлять по требованию территориальных органов ПФР документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет согласно Федеральному закону.

Страхователь имеет право

  • потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и представить ему сведения, определенные статьей 9 Закона, для представления их в соответствующий территориальный орган ПФР;
  • дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим территориальным органом ПФР

Страхователь обязан

  • в установленный срок представлять органам ПФР сведения о застрахованных лицах, определенные Федеральным законом;
  • получать в органах ПФР страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также дубликаты указанных страховых свидетельств и выдавать их под роспись застрахованным лицам, работающим у него по трудовому договору или заключившим договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
  • передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, копию сведений, представленных в территориальный орган ПФР для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица;
  • контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданного застрахованному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность указанного лица, работающего у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право

  • требовать от страхователей, своевременного и правильного представления сведений, определенных Федеральным законом;
  • в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу;
  • получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны

  • обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также надежное хранение этих сведений;
  • осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом, в том числе по их учетным данным;
  • бесплатно один раз в год предоставлять застрахованному лицу по его обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете. Указанные сведения могут быть направлены в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением;
  • разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений;
  • обеспечить обособленный учет в специальной части индивидуального лицевого счета сведений о суммах страховых взносов, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, а также о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммах взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и суммах взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", а также о доходе от их инвестирования.